Выбор оттенка зуба при реставрации
Естественный внешний вид зубов при их реставрации
Задача эстетической реставрации в стоматологии — создать незаметное. Для этого зуб восстанавливают так, чтобы он не привлекал к себе внимания, выглядел естественно, но при этом красиво — был ровным, имел светлый оттенок и натуральный глянец эмали. Для этого применяется набор специальных приемов в технике реставрации, при подборе материала для нее.
Восстановление зуба планируют, проводя эстетический анализ. Он предполагает оценку дефекта, контуров коронки, соотношения ее размеров и межзубного пространства, особенностей ее цвета, общей пропорции лица, губ, зубных рядов. Стоматолог обсуждает лечение с пациентом — важно, чтобы результат соответствовал его ожиданиям.
Эмаль зубов может быть полупрозрачной и молочно-белой. В зависимости от различных факторов, она может окрашиваться. На самом деле, оттенок зубов, в большей степени, зависит от качества и цвета дентина, который просвечивает через эмаль. В молодом возрасте слой эмали более плотный. Помимо этого, зубная поверхность не идеально ровная, поэтому свет отражается неравномерно. Чем больше выражен микрорельеф и чем плотнее слой эмали, тем зубы выглядят белее.
С возрастом у людей количество эмали уменьшается, и зубная поверхность сглаживается. Дентин также подвержен изменениям. А учитывая то, что он сам по себе темнее эмали, то сквозь структуру зуба начинает просвечивать красновато-коричневая пульпа. Поэтому зубы у пожилых людей выглядят более темными.
Также стоит учитывать, что ткани зубов имеют неравномерный окрас. Например, корень более темный, а режущий край – светлый. При этом разные зубы обладают различными цветами – резцы обладают светлым оттенком, по сравнению с клыками.
Любые изменения оттенка зубов может решить эстетическая стоматология. На выбор есть несколько методик, позволяющих получить идеальный цвет. Если вас интересует вопрос о том, как правильно подобрать цвет зубов, то здесь нужно сказать, что не стоит переусердствовать. В погоне за белоснежной улыбкой главное помнить о естественности – оттенок не должен сильно отличаться от вашего собственного. В противном случае, это будет бросаться в глаза.
Естественный цвет зубов
Сказать однозначно о естественном цвете зубов – нельзя, так как они имеют множество оттенков. Причем зависит это в большей степени от расы и цвета кожи. Как показали недавние исследования, в которых принимали участие группы славянской и иранской национальности, чаще всего у людей встречается красновато-коричневый оттенок, реже – красно-серый. Еще у славян часто наблюдается красно-желтый цвет зубов, а вот у иранцев этого нет. Серого оттенка не заметили ни в одной, ни в другой группе. Исследования, проведенные ранее с другими национальностями, показали схожий результат. Это говорит о том, что на цвет зубов, в большей мере, влияет генетическая наследственность и уже потом – среда обитания.
Зубы афроамериканцев кажутся нам идеалом. Но, на самом деле, это эффект от яркого контраста с цветом кожи. Вы заметили, что после летнего отпуска цвет зубов всегда выглядит светлее?
К слову, по утверждениям американской стоматологической ассоциации, легче всего отбеливанию поддается эмаль с желтым и коричневатым оттенком. А вот серый цвет практически не реагирует на процедуру.
Как выбрать цвет зубов
Одна из задач стоматолога-ортопеда заключается в выборе цвета будущих конструкций. При реставрации либо протезировании одного или нескольких зубов оттенок подбирается, исходя из собственного цвета зубов пациента. При изготовлении виниров или коронок есть возможность подобрать желаемый цвет. Тут следует учитывать оттенок белков глаз, кожи и даже волос. Также следует ориентироваться на материал, из которого будет сделана ортопедическая конструкция. Металлокерамика отличается от композитных материалов и пластика, имея одинаковый цветовой индекс. Все об отбеливании зубов вы можете узнать из статей блога нашей стоматологии.
При разном освещении оттенок зубов воспринимается по-разному. Поэтому при подборе цвета коронок или виниров необходимо это делать при естественном освещении, в помещении с нейтральным цветом стен, на губах у женщин не должно быть помады.
Профессиональный специалист поможет подобрать идеальный оттенок вашим зубам, чтобы улыбка выглядела максимально натурально и привлекательно.
Серые границы реставраций
Эта серая линия все еще видна. Моя реставрация заметна. Что можно сделать, если реставрации передних зубов привели к неэстетическим результатам?
Выполняя несколько несложных действий, можно изменить стиль ежедневных стоматологических манипуляций. Эти действия не являются тщательно разработанными методиками и не усложняют работу, напротив, они абсолютно просты. Единственное требование – это постоянство применения.
Изображение 1 – При работе с композитами часто приходится замечать серый оттенок реставрации. Каждый композит характеризуется различным оптическим поведением, но, обобщая, можно сказать, что при увеличении толщины эмалевого слоя реставрация на самом деле приобретает серый цвет.
Изображение 2 – На изображении представлены три стакана, внутри каждого из них находится еще по одному стакану. На первом снимке хорошо видны оба стаканы. На третьем снимке внутри также есть стакан, но между ними материал, который делает внутренний стакан оптически незаметным. Этот световой эффект возникает при равных показателях преломления и
отражения. При разработке реставрационных материалов исследователи стараются добиться такого же эффекта прохождения света, как и в естественном зубе. Показатель преломления показывает, как и в каком направлении свет пройдет через объект. Прохождение света через естественную эмаль очень эффектно, так как он многократно преломляется и отражается. В композитах такое воздействие обычно менее выражено.
Изображение 3 – Получая серую реставрацию, стоматологи могут принять решение воспользоваться более светлой эмалевой массой. Однако при добавлении белого к композитной массе она становится более опаковой. Это не самый подходящий вариант, так как нам нужна прозрачная эмаль, позволяющая видеть цвет дентина и эффекты под эмалевым слоем. Для получения хорошей оптической интеграции мы должны воспроизводить эмалевый слой меньшей толщины, чем естественная эмаль. Это единственный способ сделать два совершенно различных материала похожими. Наиболее часто распространены следующие 4 ошибки.
Ошибка 1 – Использование оттенков шкалы Vitaв качестве окончательного ориентира. Возьмите шкалу оттенков Vita и сравните их с композитами из шприцев с теми же оттенками на этикетках. У меня была возможность общаться со стоматологами со всего мира, и я заметила, что при выборе цвета для прямой реставрации чаще всего используется шкала Vita. Что получается, когда вы подбираете оттенок А3 по шкале Vita, а затем берете шприц А3 из системы композитов, которая имеется у вас в наличии на данный момент? Более чем уверена, что вы совершаете ошибку. (1,2)
Ошибка 2 – Заблуждение, что композиты разных производителей будут выглядеть одинаково.
Композит цвета А3 одного производителя совершенно отличается от композита того же цвета другого производителя. На этом изображении показаны 8 шприцев с указанным на этикетке дентинным оттенком А3. Разные фирмы, одинаковое название и разные свойства. Различные оттенки, насыщенность цвета и опаковость. Невозможно прогнозировать результат, если вы думаете, что все композиты оттенка А3 одинаковы.
Ошибка 3 – Невнимательное отношение к границам полости.
Острые края должны быть сглажены и заполированы. Попытка сделать реставрацию на острых краях, таких как на этом изображении, скорее всего, приведет к эстетической неудаче.
Изображение 7 – Для маскировки границ реставрации следует формировать широкий скос (от 1,5 до 2 мм).
Изображение 8 – Полировку краем можно выполнять абразивными дисками, резиновыми полирами или многолопастными борами.
Ошибка 4 – Игнорирование толщины эмали.
Проблема заключается в следующем: некоторые стоматологи даже не знают, какую толщину эмалевого слоя они создают. Для получения правильного цвета крайне важно воспроизвести точную толщину эмали. На изображении показаны композитные диски с разной толщиной эмали для наглядного изучения поведения композита. Подготовленные диски выполнены из композитов разных производителей. В целом, эффект эмали толщиной 0,3 мм на дентине почти незаметен, а толщина 0,5 мм – самый подходящий выбор, так как при этом дентин несколько перекрывается, но без снижения насыщенности цвета. Толщина эмали 0,7 мм слишком велика и делает реставрацию серой. При использовании 0,9-1 мм эмали дентин маскируется и теряет свой цвет.
Изображение 10 – Ключевым фактором является контролирование толщины эмали. (3,4,5)
Изображение 11 – Для определения идеальной толщины эмали (0,5 мм) мы обычно используем инструмент Misura из набора LM Arte.
Изображение 12 – Обратная сторона полезна при работе в узких областях или в пришеечной зоне, где не проходит кончик зонда.
Изображение 13 – Перелом IV класса. После проведения рентгенологического обследования цвет был выбран на основе индивидуальной шкалы оттенков. (6)
Изображение 14 – Изоляция и препарирование полости.
Изображение 15 – Построение проксимальной и небной стенок. После этого можно наносить и калибровать дентин.
Изображение 16 – С помощью небольшого количества А1 дентина создан эффект гало.
Изображение 17 – Вид после нанесения эмалевого слоя.
Изображение 18 – Картина после регидратации. В некоторых ситуациях результат не совершенен, но в большинстве случаев эстетика реставрации удовлетворяет ожидания врача и пациента.
Изображение 19 – Перелом IV класса перед реставрацией.
Изображение 20 – Для маскировки краев я работала по описанному выше протоколу. Важно использовать индивидуальную шкалу оттенков для выбора цвета реставрации, сформировать скос, провести шлифовку и полировку краев полости и контролировать толщину эмалевого слоя.
Изображение 21 – Перелом IV класса перед реставрацией.
Изображение 22 – При работе с реставрациями передних зубов в каждом клиническом случае необходимо следовать тем же самым протоколом.
Изображение 23 – Перелом IV класса и старая реставрация.
Изображение 24 – Изоляция.
Изображение 25 – Этап полировки.
Изображение 26 – Использование такой же концепции другими докторами (представлен клинический случай доктора Walter Devoto) позволяет получить предсказуемые результаты в повседневной практике.
Помните о следующих моментах:
* Шкала оттенков Vita– это не то же самое, что вы получите на своем
материале.
* Композиты разных производителей имеют разный цвет и опаковость.
* Края полости должны быть скошены и тщательно очищены.
* Толщина эмалевого слоя должна быть 0,5 мм или очень близка к этому
значению.
Частота проблем с границами реставраций в передних зубах будет
значительно уменьшаться без модного оборудования и сложных методов работы.
*Перевод выполнен специально для форума **Stomatologija.**su.
Пожалуйста, при копировании материала, не забывайте указывать ссылку на
текущую страницу.*
Прямая реставрация зубов
Восстановление зуба проводится непосредственно в ротовой полости пациента. Выполняют процедуру композитными материалами, которые отвердевают под действием света.
Реставрация зубов композитным материалом
Светоотверждаемые композиты также называют фотополимерами.
Композитная реставрация зубов носит как терапевтический характер – фотополимером пломбируют кариозные полости, так и эстетический.
Полимер подкрашивается специальными красками, что позволяет максимально приблизить пломбу к натуральному цвету эмали. Поэтому даже если ваш зуб состоит из пломбы на 70%, этого никто не заметит.
Композит используют не только для восстановления зоны улыбки, но и при лечении жевательных зубов. Во-первых, в человеке должно быть прекрасно все – и фронтальная часть челюсти, и боковая. А во-вторых, фотополимер приближен к эмали не только по внешнему виду, но и по прочности и твердости. Это значит, что в зоне повышенной нагрузки этот материал также незаменим.
Реставрация зубов композитным материалом выполняется в несколько этапов:
- Очищение зуба от бактерий и некротизированных тканей. В нашей клинике это безболезненная процедура, так как выполняется с водно-воздушным охлаждением. А при лечении глубокого кариеса все манипуляции выполняются под местным наркозом.
- Обработка полости адгезивным клеем. Он обеспечивает надежное сцепление пломбы с зубом. Практически такое же, как при соединении здоровых тканей.
- Нанесение светоотверждаемого материала. Выполняется поэтапно, слоями, так как здоровая зубная ткань многослойна. Каждый слой застывает под светом галогенной лампы за 2-3 мин. Стоматологу необходимо таким образом подбирать цвет слоя, чтобы конечный результат выглядел максимально естественно. Это требует от доктора не только врачебного профессионализма, но и художественного чутья.
- Удаление излишков материала, шлифовка и полировка.
Фотополимеры химически нейтральны и безопасны для здоровья.
Работа с одним зубом может занимать от 15-20 мин до 2 часов – это зависит от сложности случая.
Прямая реставрация зубов имеет свои плюсы:
- Процедура выполняется за один визит.
- Высокий уровень эстетики.
- За один раз можно отреставрировать несколько зубов.
- Щадящая обработка зубной ткани.
- Метод позволяет восстановить даже сильно разрушенный зуб.
- Оптимальное соотношение цены и качества.
Однако у метода есть и минусы. Зуб может со временем менять свой цвет, тогда станет видна граница между пломбировочным материалом и живой тканью.
Для сохранения первоначального вида композитного материала ротовой полости необходим дополнительный уход. Реставрированные зубы нуждаются в чистке специальными средствами, как в домашних условиях, так и стоматологическом кабинете.
О прямой реставрации зубов
Прямой метод реставрации зубов — оптимальный вариант для устранения небольших дефектов передних зубов. Прямая реставрация выполняется в один этап (за исключением тех процедур, когда необходимо отреставрировать большое количество зубов).
Для восстановления зубов при прямой реставрации используются фотополимеры, благодаря которым удается: восстанавливать цвет и форму, выравнивать поверхность зубов, корректировать их положение в зубном ряду, а также устранять межзубные промежутки.
Плюсы прямой реставрации в стоматологии:
- Это быстро — все процедуры делаются в одно посещение
- Это относительно недорого (специалисты не используют зуботехническую лабораторию).
Среди наиболее популярных композитов при прямой реставрации остаются фотополимеры. Они обладают отличными качествами светопроницаемости, за счет чего позволяют стоматологам-терапевтам воссоздавать максимально приближенные к натуральным эмали отреставрированных зубов. Отдельного внимания заслуживают нанокомпозиты с эффектом “хамелеон”.
Им свойственно приобретать оптические особенности натуральной зубной ткани. За счет этого нанокомпозиты стали востребованы в случаях, когда необходимо устранять сколы на поверхности эмали или межзубные щербинки.
Результаты процедуры
Окончательный результат напрямую зависит от навыков врача-стоматолога, который проводил реставрацию. Важную роль играют не только профессиональные умения, но и художественные и скульптурные способности. Следует учесть также природные свойства зубной эмали: во-первых, от режущего края к десне меняется оттенок и прозрачность покрытия. Если не учесть эти нюансы, восстановленный зуб будет выделяется на фоне остальных.
Прогрессивные композитные материалы, используемые в стоматологических клиниках в настоящее время, обладают свойствами, имитирующим естественные характеристики зубной эмали, в частности прозрачность. Профессионализм врача в сочетании с материалами высокого качества позволяет добиться превосходного результата, достигнув оптимальной эстетики зубного ряда и возвращения прежнего функционала.
Чтобы продлить срок службы реставрационной композиции, во время ежегодного обязательного посещения своего стоматолога крайне желательно проводить шлифовку и полировку материала. Поскольку композитный материал дает усадку и окрашивается сторонними красящими компонентами, например, в еде, периодическая процедура позволит поддерживать реставрационную конструкцию в идеальном состоянии. Изменения цвета и формы не так значительны, но игнорировать профилактику тем не менее не стоит.
Достоинства художественной реставрации зубов
В основном к косметической реставрации прибегают для восстановления передних зубов. К плюсам данной процедуры можно отнести следующее: доступную стоимость, минимальное повреждение эмали перед реставрацией, а также возможность вернуть поврежденному зубу прежнюю форму и цвет. Еще эта стоматологическая услуга позволяет исправить многие косметические недостатки: трещины, щели между зубами или сколы.
С помощью арт-реставрации можно восстановить до 70% внешнего вида поврежденного зуба. В стоматологии эта процедура дает возможность человеку вернуть привлекательную улыбку.
Послойная техника с одной прозрачностью
Также известна как однослойная, или техника одного оттенка, — наиболее распространенный подход к реставрациям во фронтальном участке. Независимо от того, что вы подумали, эта техника не имеет прямого отношения к тому количеству оттенков, которое вы используете для собственно реставрации. Это зависит от то го, как много категорий материалов врач использует в любой из реставраций, и в этом слу чае мы используем лишь одну категорию. Единственная категория, подходящая для этой техники, — это категория оттенков тела (табл. 1), из за ее средней прозрачности, позволяющей использовать данную группу материалов одновременно для замещения и дентина, и эмали. Оттенки тела хорошо замещают дентин, и чем толще слой, тем лучше само замещение (рис. 3). Например, при восстановлении щечнолингвального дефекта класса III в клыке, который обычно толще в области экватора, оттенок тела является единственной категорией прозрачности, нужной для выполнения данного вида реставрации. Это происходит потому, что окончательная опаковость композита находит ся в абсолютной зависимости от толщины слоя материала. Следовательно, для реставрации дефекта класса III толщиной 5 мм в клыке суммарной толщины слоя оттенка тела может быть достаточно, чтобы скрыть темную внутреннюю окраску или какие нибудь склеротические изменения дентина, и не нужно использовать другие категории материала как дентиновый оттенок или опакер. С другой стороны, реставрация центрального резца с дефектом класса IV, который сравнительно тоньше и более опаковый, чем остальные зубы, может стать испытанием для композитов оттенка тела. В таких случаях (тонкий опаковый зуб) оттенки тела могут быть слишком прозрачными, что в последующем приведет к темной или серой реставрации. Следует отметить, что несоответствие цвета не за висит от количества использованных оттенков, будь то А1 и А3 или А1, А2 и А3. Причиной та кого несоответствия выступает излишняя прозрачность оттенков тела в конкретном случае. Кстати, техника использования материала од ной прозрачности не препятствует применению нескольких разных оттенков. На самом деле наоборот, несколько оттенков могут, а иногда и должны быть использованы для имитации градаций оттенков и различной прозрачности от шейки до режущего края. Поэтому если реставратор использует только, скажем, оттенок А1 или сразу все оттенки А1, А2, А3, А3,5 и W (Эстет Икс ЕйчДи, Дентсплай) для какой то одной композитной реставрации, он все равно находится в пределах техники одной прозрачности. Некоторые предпочитают называть эту методику техникой оттенка тела.
Ключевое мнение лидеров и гуру мира стоматологических композитов склоняется к снисходительности и пытается опорочить эту тех нику, но нам не следует забывать, что в течение десятилетий это была единственная доступная на рынке техника, которая давала отличные результаты. Множество реставраций, выполненных в этой ранней композитной системе, хорошо сочетаются в плане оттенка и прозрачности. Тем не менее, нужно признать, что однажды это будет уже не так. Ранние композитные системы, такие как Призмафил (Дентсплай), Z100 (3М ЭСПЕ) или Харизма (Кюльцер), имели очень ограниченный выбор или вовсе не имели никаких категорий, кроме оттенков тела. Поэтому если вы, как и я, пользуясь композитами в 1993 году, применяли Призмафил L, LY и LG (Дентсплай) для восстановления дефекта класса III и, как и я, в итоге получали более темную реставрацию, чем ожидали, причиной этого был необязательно неправильный подбор оттенка, а возможно, отсутствие в нашем арсенале композитов дентинных оттенков. Другими словами, мы использовали «технику одной прозрачности», даже не задумываясь об этом.
Один оттенок композита для центральных резцов [Клинический случай]
Фото 1. – Пациент поразил нас сколом старой реставрации зуба 21 и плохо интегрированными реставрациями зубов 11 и 22.
Что заставило нас задуматься о комплексном лечении с заменой всех старых реставраций.
Так как многие подобные чрезвычайные ситуации требуют быстрого запечатывания дентина и восстановления зуба, а не WaxUp-а, силиконового ключа и т.д. и т.п. Мы решили восстановить зуб композитом одного оттенка.
Исправления и улучшения можно ввести в поверхностный слой реставрации, чтобы заставить зубы выглядеть привлекательнее. Но только в случае необходимости (реставрация часто сразу получается безупречной).
Фото 2. – Подбор цвета с помощью стандартной шкалы Вита
возможен только в том случае, если мы убедимся, что оттенки нашего материала соответствуют оттенкам шкалы Вита. Обратите внимание, это не всегда так.
Выбор цвета производится, когда зубы высушены. В центре внимания здоровые ткани зуба. Вы видите также старую реставрацию и пораженные ткани, которые дают темное окрашивание. Их не нужно учитывать при выборе цвета.
Фото 3. – Изоляция зуба.
Коффердам должен быть чисто и идеально наложен, чтобы не мешал постановке матрицы и клина.
Фото 4. – Удаление старой композитной реставрации .
Это, наверное, самый сложный этап, не только из-за времени, которое нужно потратить. Но и из-за концентрации внимания – не удалить здоровые ткани зуба. В данном случае мы работали абразивными дисками и твердосплавными борами. После удаления реставрации мы сделали скос средней толщины. И отполировали всю поверхность зуба.
Фото 5. – Врожденный дефект эмали
Подтвердил то, что мы удалили всю старую реставрацию. Вероятно, этот дефект и был причиной предыдущих реставраций.
Фото 6. – Мы использовали универсальный адгезив,
чтобы выполнить одновременно этап бондинга и травления сухим методом.
Фото 7. – Расширенная полимеризация обработанных зубов.
Фото 8. – Обратите внимание, реставрация многослойная (т.е. послойное засвечивание материала), но выполнена одним оттенком.
В этой технике наращивание намного важнее цвета. Нам нет необходимости воссоздавать очень тонкие и точные слои. И мы можем сосредоточится на правильной анатомической форме реставрации.
В данном зубе были воссозданы проксимальные стенки, которые продолжили уже существовавшую структуру эмали. Ту же стратегию мы применим и для зуба 2.1.
Фото 9. – Вестибулярная поверхность строится независимо и с особым тщанием,
чтобы оставить поверхность максимально гладкой и ровной. Сразу же производится быстрая отделка проксимальных стенок, чтобы создать идеальную форму.
Фото 10. – Такой стиль восстановления проксимальных стенок невозможен в технике послойной мультицветовой реставрации.
Но в нашем случае, с одноцветной реставрацией, толщина и конфигурация стенок не имеет значения.
Небная стенка формируется небольшим количеством композита, размещённым на пальце. Обратите внимание, что оператор должен наклонить палец так, чтобы имитировать оральную вогнутость центрального резца. После засвечивания небной стенки (она получилась слишком толстой для классической техники), с помощью секционных матриц формируются проксимальные стенки. Последний шаг – построение вестибулярной стенки тем же цветом.
Фото 11. – Посмотрите, насколько неточные получились реставрации.
Мы с самого начала знали, что этап отделки будет немного дольше, чем обычно.
Фото 12. – Финишная обработка реставрации.
Осуществляется алмазными борами на небольшой скорости. Низкая скорость позволяет лучше контролировать движения, а поверхность получается гладкой. Даже если алмазное зерно слишком грубое. Стоит заметить, что без этого этапа шлифовка и полировка не может быть безупречной.
Фото 13. – Предварительно реставрация полируется коричневым спиральным диском и полировочной пастой.
Фото 14. – Далее полируем вторым спиральным диском.
Фото 15. – Для дополнительного блеска применяем полировочные войлочные диски.
Фото 16. – Результат после удаления коффердама.
Никакой успех или неудача не оценивается на данном этапе. Так как не известно, как реставрация поведет себя в будущем. Что красиво сейчас через неделю может выглядеть ужасно.
Фото 17. – Структура поверхности после полировки.
Фото 18. – Проверка через месяц.
Фото 19. – То же самое, только сфотографированное без диффузоров.
Чтобы оценить блеск реставрации.